Меню сайта
Категории
На форуме
Мини-чат
Статистика
Всего посетителей 4
Гости: 4
Пользователи: 0

Искусство средневековой Японии.

Что есть сакура? Дерево навящево символизирующее японский характер. Может ли обычный образ ритуальной сельскохозяйственной практики связанный со сменой времён года стать тем, чем он является сейчас? Практика показала что может. Японцы олицетворяют сам ток жизни с цветением сакуры её мимолётность, её красоту, её изящество, её очарование. Считалось приятным времяпрепровождением выпить чашечку саке под цветущей сакурой, или написать поэму, или картину. Чувство гармонии которым пропитана почти вся японская культура получило своё воплощение в простой неплодоносящей вишне, которую практичные люди запада давно бы пустили на дрова или мебель. Но именно чувство гармоники царит в Японии на протяжении развития всего искусства, которое мы сейчас именуем японским. На всём протяжении своего исторического пути Япония впитывала все материковые веяния (Китай, Индия, Европа) перерабатывала их и преобразовывала в своё. Хорошо иллюстрирует это цитата старого философа: «Японская душа это таблетка с синтоизмом, буддизмом и конфуцианством», а когда его спросили: «А чего больше из этого в японской душе?» он ответил: «Когда ты пьёшь таблетку, ты не воспринимаешь чего больше из того чего она состоит».

Развитие культуры в Японии можно разделить на 3 периода: Дзёмон-Асука, Нара и Хайан.

В первый период выделяется сильное влияние культуры Китая. К 5-6 веку возникает культура курганов. Самые красивые курганы принадлежат знати, главным элементом отличающим японские курганы от иных это гармония с природой. На это очень влиял путь синто- главенствовавшей религии в то время, согласно ему человек должен жить в гармонии с природой которая пропитана божественной силой ками. Курганы были меньше всего обработаны человеческой рукой, территорию окружали растения свойственные местности, а сама гробница не вносила никакой дисгармонии в окружающей природе. Появились первые керамические образы японцев, которые выставлялись снаружи гробницы это был либо декоративный элемент, либор воплощение слуг отбывающих с господином. Сами образа больше походят на попытки предания жизни натуры, с которой они делались.Дворец

Период Нара характеризуется тем, что в Японии начинает активно формироваться единое государство. Для этого было необходимо что-то объединяющее, чтобы не было разноречий, так как почти у каждого рода был свой покровитель ками, почитаемы2й прежде всех. Выходом стало принятие буддизма и всего его сложившегося культурного комплекса. Начали строиться храмы, хотя синто не подразумевало таких сооружений, согласно буддийской планировки, было несколько типов комплексов храма, каждый предназначался для определённой функции. Однако храмы строились несогласно сторонам света, а согласно с окружающей природой, весь храмовый комплекс просто дополнял природу, а не наоборот. Активно происходит ассимиляция искусства: архитектуры, скульптуры, резьбы по дереву, лака и сталелитейного. Главным же родом стал считаться род ведущийся от богини Анотерас (богини солнца). Буддизм был больше распространён среди элиты. Начал формироваться двор подобный китайскому, т.е. установилась одна стойкая столица (ранее столица переносилась от одного города к другому).

К 9 веку стал формироваться синто-буддийский комплекс- создаются синтоиские храмы, ранее не возводимые, создаются антропоморфные образы ками. Делаются экспрессивные скульптуры буддийских божеств , но не иконографические (в них много индийских и китайских черт), они входят в старый комплекс, но получают новую нагрузку. Стали традиционны театральные представления с использованием разных типов азиатской музыки.

В 794 заканчивается перенесение столицы, которая стала строго сориентирована по китайской модели, с характерной архитектурой. Дворец являл собой смесь синто и буддизма- была характерная китайская архитектура с элементами японской традиции (бумажные стены, крупная крыша, вознесение здания над землёй…) двор был покрыт белой галькой (признак чистоты в синто).В период Хайан начинает расти все виды искусств, происходит слияние синто и буддизма, складывается поэзия, система японской письменности с созданием специальных азбук параллельно складывался культ каждой вещи, которые несли в себе душу хозяина, традиционные японские костюмы с символикой и образами. Буддийские иерархи начинают претендовать на власть пытаясь влиять на императора и свиту. Однако эти попытки были подавлены, оставив лишь буддийскую идеологию.Начинают теряться грань между светской и духовной жизнью, японский двор становится образом и идеалом совершенного рая. В конструкциях дворцов вводятся черты стремления к вечному, формируются образы для личного общения, наполдвор с мостиком, райский уголокненные красотой и благородством. Так аристократы начинают соревноваться за то чтобы иметь больший и лучший образ. Столица задаёт тон всем дворянам, и те на своих вотчинах начинают строительства храмов и дворцов по образу проявляя синтез храма и дворца буддизма или синто.

Складывается живопись ямато- изображения были на свитках с использованием ярких красок, они отображали происходящие события истории или некоего произведения. Взгляд был сверху вниз, были определённые приёмы лиц- глаза щёлочки а нос крючком.

ПЯматоериод Хайан порождает термин самурай. Самурай- личный слуга (в переводе), термин позднее был возложен на воинов.Всё сословие было поделено на 2 части- Кагэ- которые представляли собой центральную власть и правили Японией.Буси- военные которых Кагэ посылали выполнять различные поручения, им дозволялось при себе иметь дружину.В 12м веке в Буси выделилось 2 рода- Тайра, которые примкнули в мятеже к выигравшей стороне и Минамото. Произошло их столкновение, породившее смуту. Род Тайра был почти истреблён. Победив Тайра Минамото берёт под своё начало управление страной, став её правителем. Он создайт своё особое военное правительство породив систему сёгуната. Император сохраняет своё высокое положение, только с его соглашения вводятся нововведения Сёгуна, но это чистая формальность. Минамото создаёт специальное ведомство Самурай-моритомо (ведомство где служат).

статуя буддыВ 12-13 веке приходит движение дзё-до, что помогло объединению низших сословий принцип был сформулирован так: «нКомплект самураяе надо делать сложные ритуалы и задабривать богов, надо повторять 1 молитву- абба амида буцу». Приходит из Китая система дзен-буддизма прпагандируя медитацию в каждом моменте- т.е. собственное духовное просветление приводит к спасению, рая можно достигнуть собственной дисциплиной, опорой в себе. Это легко привлекло воинское сословие. Что отразилось в искусстве- появились воинсике повести- гунки, которые на живописи отличались лишением красоты интерьеров передавая ощущения смуты, появляются свитки о самураях описывая подвиги придворных воинов, сформировалась национальная воинская броня, образ и культ меча, возводятся статуи будды отличающиеся скромностью и строгостью образа.Так видно что на Японию происходило почти постоянное влияние Китая и Индии, однако всё принималось и перерабатывалось на свой лад, создав новую и неповторимую культуру которая так ярко представляет восток в целом.




ComForm">
avatar