Философские идеи современных феноменов японской культуры – аниме и манга Часть 3
Буддийское влияние прослеживается и в интерпретации судьбы, а точнее борьбы с ней, даже, если эта судьба предрешена богами, все равно нужно идти вперед, а не слепо следовать чьим-то указаниям и стечению обстоятельств: борьба может выражаться в нежелании использования какого-то особенного дара (напр., Синджи Икари из «Neon Genesis Evangelion», Уэсуги Кагетора из «Mirage of Blaze»), но борьба может быть совсем другой, как в FullMetal Alchemist – два брата попытались воскресить мать с помощью алхимии, в Vision of Escaflowne лорд Фолкен предал своего брата и родину отдал на разорение врагам, только, чтобы избежать своей судьбы.
Наиболее полно конфликт героя и его судьбы отражен в аниме и манга, принадлежащим «перу» группы CLAMP - “X”. В этом аниме красной нитью по всему сюжету проходит одна мысль: “The Future is no yet decided.” (Будущее не определено (англ.)). В аниме «Х» для Земли существует два возможных будущих: либо уничтожение всего человечества и жизнь природы, либо уничтожение природы и дальнейшая жизнь человечества. Два будущих представляют два избранных человека, два КАМУИ, один из них дракон небес, другой дракон земли. Но конфликт состоит ещё и в том, что они были друзьями, до того как выбрали свою судьбу, ибо если Камуи Широ выбирает какое-то из будущих, то его друг Фума (второй Камуи) автоматически получает вторую судьбу. Фума забывает о дружбе, а вот Камуи помнит, и все-таки находит способ обвести свою судьбу вокруг пальца: он умирает, но спасает Фуму, который отказывается от уничтожения человечества во благо природы.
Просветление, в буддизме, возможно только при отказе от своих желаний. Но, кроме идеи просветления, аниме содержат идею о Сансаре и Нирване, причем круг Сансары не всегда может быть разорван, так, например, в аниме и манга «Wolf’s Rain»[11]. В одной из серий утверждается, что планета проходит одни и те же циклы: смерь и рождение, а между ними рай, отсюда следует логический вывод, что жизнь и есть рай, а стремление к раю – жизнь. Фильм начинается с того, что белый волк идет вперед в поисках рая, этим он и заканчивается. Круг замкнулся: волки возродились, чтобы снова найти рай; Лунный цветок вновь распустился, чтобы снова стать ключом к раю.
Кроме этого буддийского веяния, в аниме «Wolf’s Rain» можно найти и христианскую философию, например, Книгу Красной Луны можно назвать своеобразной библией. В ней говорится о волках, о том, что они не порождение тьмы и они единственные, кто знает дорогу в рай. И, если у Анаксимандра люди произошли от лошадей, то здесь волки породили людей, слепив их из различных частей своего тела.
Отрывок из Библии[12], повествующий о создании женщины можно сравнить с созданием волков, которых так же сотворил некий Высший разум, отправивший их, навести порядок на земле.
С христианских позиций создатели аниме пытаются объяснить соотношение Человек - Бог, и разрешить вопрос: может ли человек быть творцом. Это видно по их отношению к различного вида киборгам и гомункулам: с одной стороны они отмечают греховную сущность этого создания, но с другой они возлагают ответственность за жизнь этого создания на человека. В то же время с синтоистских позиций, наделяя все предметы душой, киборгам также даруется сознание – душа. Это противостояние открыто в таких аниме, как Chobits, Ghost in the Shell, Armitage III PolyMatrix, HalfMan, Metropolis, Serial Experiments Lain, Wolf’s Rain, FullMetal Alchemist, Appleseed, Blue Submarine #6, Elfen Lied, …
Может не все из главных героев этих рассказов являются машинами, но факт человеческого творчества, позволяет утверждать, что они - своеобразные машины. Они имеют разные формы: человеческая плоть, искусный механизм, клон, гомункул, робот, программа,… но все ли они обладают душой? Авторы отвечают утвердительно, у любого существа есть душа, даже существа созданного человеком, те же самые гомункулы из фильмов Wolf’s Rain, Full Metal Alchemist, несмотря на их сомнения в существовании души, ею все же обладали, иначе, как объяснить желание смерти? Только существо, осознающее своё существование, в данном случае ненужность своего существования, может желать, как ни ругают люди желания, все-таки они являются одним из факторов, с помощью которого человек может определить себя, найти себя, познать самого себя!
Рене Декарт сказал: «Cogito ergo sum», эти слова помогают доказать авторам существование души и в то же время авторы вопрошают к людям, а нужно ли было создавать их, всех этих роботов и гомункулов? Эта мысль перекликается с рассказом Рюноцке Акутагавы «В стране водяных», где неродившегося каппу спрашивают: хочешь ли ты появиться на свет? Хочешь ли ты жить? Киборгов никто не спрашивал, их просто создали, но кто наделил их душой? Не бог ли, или может быть, душа сама зарождается в каком бы то ни было существе, будь то человек или робот?
Ответа нам не
дают на этот вопрос, все зависит от системы ценностей зрителя, он сам
решает откуда она появилась, эта душа, но неизменно одно она
действительно существует. Робот может отдать свою жизнь человеку или
человек может отдать свою жизнь роботу, так в аниме Chobits роботами
являются персокомы – персональные компьютеры, облаченные в человеческую
личину, они выполняют много функций, а есть и такие, чья мощность
превышает те мегагерцы возможные в наши дни, в нашем мире. Главная
героиня – персоком по имени Чии, самый мощный во всем мире из серии
Chobits, в какой-то мере опасен как для человека, так и для персокомов,
она должна запустить программу, которая подарит души всем персокомам,
но это доставит проблемы и творцам и творениям. Человек больше не
сможет безнаказанно издеваться над персокомом, а персоком не сможет
терпеть, нужно отметить, что саму Чии выкинули на помойку, где её и
нашел главный герой – Хидеки Мотосува. Несмотря на такое обращение у
Чии не возникает желания мстить людям, напротив она помогает им найти
себя, понять и решить какие-то проблемы, она является тем фактором,
который кардинально меняет жизнь многих, окружающих её людей и в первую
очередь Хидеки, он сам не понял, когда полюбил её, а, полюбив, долго
мучался вопросом - может ли человек и робот быть вместе, так же как в
аниме Tactics, только там вместо робота демон, дух, тенгу или они[13],
как там, так и здесь вопрос решается утвердительно, не важно кто ты:
демон, святой, человек или машина, главное, что у тебя есть душа,
именно она является определяющим фактором и духовное общение ставится
на первое место, ему отдана первая скрипка, оно – краеугольный камень,
основание межличностных отношений.
Но в некоторых фильмах существование гомункулов является доказательством греховности человека. Так, создавая гомункула. Воскрешая близкого человека, люди не задумывались, что это будет уже совсем другое существо, может быть, и стой же внешностью, но внутри оно будет совершенно другим. В аниме Full Metal Alchemist практически все гомункулы умирают, кроме нескольких, выбравших жизнь, но остальные умирают от людского равнодушия или от осознания того, что являлись игрушками в руках людей. Своим существованием они отрицают естественные законы бытия, так в одной из музыкальных тем – песне «Братья», исполненной хором Вера, отражена основная идея фильма.
Братья
Прости меня, младший брат!
Я так пред тобой виноват.
Пытаться вернуть нельзя
Того, что взяла земля.
Кто знает закон Бытия,
Помог бы и мне найти ответ.
Жестоко ошибся я:
От смерти лекарства нет.
Милая мама! Нежная!
Мы так любили тебя.
Но все наши силы
Потрачены были зря.
Тебя соблазнил я
Прекрасной надеждой
Вернуть наш семейный очаг.
Мой брат, я во всем виноват.
Не плачь, не печалься, старший брат!
Не ты один виноват.
Дорога у нас одна,
Искупим вину до дна.
Мне не в чем тебя упрекнуть,
И я не обижен ничуть.
Тяжек, наш грех
Хотеть быть сильнее всех.
Милая мама! Нежная!
Мы так любили тебя.
Но все наши силы
Потрачены были зря.
Я сам соблазнился
Прекрасной надеждой
Вернуть наш семейный очаг.
Я сам во всем виноват.
Но что же нам делать, как быть?
Как все исправить, забыть?
Пытаться вернуть нельзя,
Того, что взяла земля.
Кроме этого большое значение в аниме придают современной философии, которая выражена в жанре киберпанка, как пишет А. Суворкин:
«Фактически
одновременно с американской революцией в научно-фантастической
литературе киберпанк пустил свои корни в Японии. Но воплотился он не в
книгах, а в десятках томов популярной манги и множестве аниме. Увидев в
киберпанке прогноз развития окружающего их техногенного общества,
японские художники и аниматоры приняли активное участие в
конструировании модели реальности, привнося в эти модели огромную
толику этико-философских проблем. Демиургом японского киберпанка
принято считать художника Масамунэ Сиро и его мангу «Группа: “Доспех”»
(“Kokaky Kidontai”). Антиутопический мир будущего, в котором «правит
бал» искусственный разум компьютеров, получился у Сиро не менее
впечатляющим, чем психоделическая атмосфера гибсоновского «Нейроманта».
А его графическая новелла «Семя яблока», перекликаясь с «Прозрачностью
зла» (глава «Ксерокс и бесконечность») Жана Бодрийяра, исследует
постепенное исчезновение границ между человеком и порожденными им
технологиями. В 1996 году Мамору вольно экранизирует мангу Сиро
Масамуре «Отряд: Доспех» и снимает самый красивый и технически
совершенный анимефильм в истории японской анимации — «Призрак в
доспехах». Своим произведением Мамору поставил под сомнение
существование человека в изменчивом мире информационных технологий.
Квинтэссенция киберэскапизма и философии постмодерна».
Онтология
В основе анимеизма лежит чисто восточное объяснение мира и его возникновения. Даосизм является платформой для объяснения соотношения сознания и материи, и их первичности. Если же аниме основано на христианской философии, то, следовательно, и учение о бытии объясняется с христианских позиций, все зависит от содержания.
Гносеология
Учение о познании в аниме и манга включает в себя, прежде всего самопознание и самоопределение. Если действовать по принципу – Познай самого себя – то, есть вероятность, что на человека сойдет просветление и он сможет понять окружающий его мир и сущность этого мира.
Очень часто в аниме и манга мировоззрение героев проходит через трансформацию, которая заключается в переходе от коллективистского мировоззрения к индивидуалистскому. В доказательство этому можно привести множество примеров, порой доходящих до абсурда и не соответствующих историческим фактам, например в аниме Samurai Deeper Kyo события происходят после битвы при Секигахаре и самураи того времени, которым свойственно было: преданность клану, умаление своих желаний в пользу клана, выполнение любых приказов, исходящих от главы кланы; уходили из клана и пытались построить свою жизнь сами, не участвуя в каких-либо политических интригах, направленных на захват власти, они ставили свои интересы против интересов кланов, вот как современные японцы представляют своих предков. Там говорится: «Без веры в свои силы никто не станет сильным».
Но... несмотря на все эти индивидуалистические тенденции, японцы осознают и важность человеческого общения: «Плохо когда не можешь выразить себя, но ещё хуже, когда тебя некому выслушать»(Boogie Pop Phantom), «Когда тебе больно - ты сможешь уснуть, но ты не сможешь уснуть, если причинишь боль другому» (FullMetal Alchemist).
Кроме этого большое значение в понимании сущности человека отдается такому понятию, как «равноценный обмен». Существование такого понятия во многом связано с синтоизмом, проповедуемым наравне с буддизмом в Японии. Например, в аниме «xxxHolic» утверждается, что, чтобы получить что-то нужно отдать что-то «Чтобы получить счастье требуется равноценное усилию - компенсация», т.е. «получая какое-то количество счастья, ты должен получить и равнозначное ему количество невзгод» и «идея состоит в том, то для наслаждения хорошим, необходимо пережить плохое».
Равноценный обмен используется так же в аниме и манга FullMetal Alchemist, только в немного видоизмененной форме. Там концепция равноценного обмена используется в рамках алхимического учения, так попытавшись создать гомункула, старший брат отдал за это ногу и руку, а младший все тело.