Меню сайта
Категории
На форуме
Мини-чат
Статистика
Всего посетителей 2
Гости: 2
Пользователи: 0

Готика в аниме

Что же отличает представителей японской готики от другого аниме? Основных различий не так уж и много, и почти все они присущи также и готике западной.

Первой и самой главной особенностью J-Gothic-аниме является мрачная, таинственная или даже пугающая атмосфера, царящая на протяжении всего времени просмотра. Причем наличие данной атмосферы отнюдь не является прерогативой жанра "ужасы", "чистых" представителей которого, кстати, не так уж и много.

Вторым признаком является наличие двух противоборствующих сторон – тьмы и света. Причем чаще всего светлая сторона представлена отнюдь не благородными, красивыми и правильными: добрых героев правильнее называть не "белыми", а "грязно-серыми".

И третья особенность – одновременно и дополнение, и следствие из двух вышеописанных. Обреченность, неизбежность, безысходность – в картинах, принадлежащих к японской готике, именно эти настроения царят среди "рядовых" людей. От этого они, движимые самыми низкими качествами своей природы: завистью, злобой, тщеславием, – нередко помогают не светлой стороне, а темной.

Наравне с тремя основными, можно отметить еще несколько характерных черт, которые проявляются не всегда. Например, линия развития любви, которая чаще всего ничем хорошим не заканчивается, или наличие нейтральных персонажей, попеременно помогающих то светлой, то темной стороне, а в итоге оказывающихся истинным "злом"...

Первые проявления японской готики можно встретить, просматривая работы конца 80-х годов прошлого века. Именно тогда появляются представители жанра так называемого "жестокого аниме". Главным атрибутом этих фильмов была, есть и будет завораживающая жестокость и реалистичность боевых сцен, и, как следствие, моря крови и кучи переломанных костей. Мягко говоря, первые (да и не только первые) фильмы это жанра были невеселыми, а точнее – они были очень мрачными и, как собственно видно из названия жанра – жестокими. Именно поэтому некоторых представителей жанра "жестокого аниме" можно выделить в первый вид японской готики – "кровавая" J-Gothic.

В основе сюжета представителей кровавой J-Gothic почти всегда лежат японские мифы, легенды или реальные исторические события. Главными героями, соответственно, являются странствующие самураи (или, чаще, ронины) из опозоренного/истребленного/потерянного (нужное подчеркнуть) клана. Их кровные враги – это обычно те, кто что-то (варианты см. выше) сделал с их семьями (родными, любимыми, домашними животными и т.д.), или, быть может, просто "нехорошие люди", которые мешают миру во всем мире (но такое реже – слишком банально). Вопрос о людском происхождении врагов достаточно спорный, чаще всего они предстают в виде демонов из японской мифологии или легенд. Примерами данного направления J-Gothic могут послужить Ninja Scroll и Ninja Resurrection.

Таинственность, мрачность и напряженность!

Аниме "жестокого" жанра чаще всего основывается на жестокости и мрачности, но не на таинственности или пугающей неопределенности – этого там просто нет. Зато эти проявления японской готики можно встретить в некоторых представителях жанра "мистика", в основном тех, что, опять-таки, опираются на легенды, мифы и историю самой Японии.

В этих картинах кровавость и жестокость, в принципе, тоже присутствует, но в гораздо меньших количествах. Также отличия есть и в образах главных персонажей. В качестве "добрых" героев нередко используются либо полукровки, рожденные от человека и какого-то существа демонического характера (или хотя бы животного), либо и вовсе существа такого же фольклорного происхождения, как и все "злые" персонажи (в кровавой готике добрые персонажи – все-таки люди).

Можно проследить и расхождения с готикой европейской. Во-первых, значительно меньше внимания уделяется одиночным страшным и пугающим моментам: скрипам дверей, отражениям в зеркалах, воям в замках и т.д. Гораздо более тщательно в японской готике этого направления прорабатывается общая атмосфера страшной тайны и нависшего над главным героем (подругой главного героя/местом жительства главного героя/миром и т.д.) рока. Во-вторых, главные злодеи большую часть экранного времени проводят в своем человеческом обличие, и только под конец принимают свой демонический облик, который, кстати, не так уж и страшен, а в некоторых сериалах из-за особенностей стиля вообще выглядит довольно-таки комично.

Примерами, подтверждающими вышесказанное, вполне могут служить 13-серийный сериал Hakkenden и аниме (сериал и OVA) Vampire Princess Miyu, а само направление назовем – "таинственная" J-Gothic.

"Оригинальная" готика

Помимо двух направлений готики, прошедших полный процесс “японизации”, в аниме можно найти и представителей готики, так сказать, “оригинальной”. Например, Hellsing на первый взгляд не имеет с J-Gothic ничего общего: действие сериала происходит в Великобритании, главными героями являются вампиры и воины, состоящие в древнем рыцарском ордене; враги – это все те же вампиры и некие гули, которые, по сути, являются опять-таки голливудскими зомби.

Но в тоже время даже про Hellsing нельзя сказать: "Да, это чистейшей воды готика," – потому как слишком много в нем присутствует посторонних вещей, никак не сочетающихся с этим течением. Взять хотя бы тот же стебный юмор, или контраст между пугающей мрачностью Алукарда в одних эпизодах и явной комичностью и саркастичностью в других. Именно поэтому Hellsing – это и не готика японская, но и не совсем готика западная, скорее какое-то смешение штампов и элементов разных жанров, среди которых есть и готические. Будем назвать это "вольная готика". К ней же можно отнести и представителя "жестокого" жанра, 25-серийный Berserk.

Смешение двух течений готики, – японского и западного, – встречается гораздо чаще, нежели проявление их по отдельности.

Взять хотя бы уже приводившееся в качестве примера "таинственной" J-Gothic аниме Vampire Princess Miyu. Вроде бы, все на своем месте: Япония есть, демоны есть, не-совсем-светлый-герой есть, но в тоже время есть и вампиры – вот и называй это "чистым J-Gothic-продуктом".

Или обратный пример, в котором больше готики западной, чем японской: обе экранизации цикла повестей Хидеюки Кикути об охотнике на вампиров Ди (OVA 1986 г. и полнометражник 2001 г.). Вампиры, охотники на вампиров, мрачная атмосфера безысходности, готическая архитектура – и, в противовес всему этому “чисто европейскому”, – город Барбороидов – город разнообразной нечисти из японской мифологии; а также, в плюс к этому, еще и три воина-штампа, противостоящие Ди: воин-тень, воин-оборотень и воин, использующий силу лесов.

В конечном итоге получается, что в аниме имеется как самобытное направление, чем-то напоминающее готику, так и более привычная для нас западная готика с некоторыми разбавлениями и дополнениями. Причем представители "готической братии" отнюдь не все имеют "хоррорную" или "мистическую" жанровую принадлежность. Они встречаются и среди "фентези", и "боевиков", и даже, как ни странно, хентай (например, Imma Youjo).

Наблюдать все это разнообразие мы можем благодаря тому, что наличие элементов готики в аниме зависит не от каких-то "канонов жанра", а, в первую очередь, от личных предпочтений режиссера и его видения будущего фильма. В связи с этим приведенная выше классификация, конечно же, не является эталоном или справочником по "готике в аниме", скорее, это – попытка указать на наличие готики в японской анимации, выделить в ней какие-то направления и виды и найти их отличительные черты.




ComForm">
avatar