Меню сайта
Категории
На форуме
Мини-чат
Статистика
Всего посетителей 1
Гости: 1
Пользователи: 0

Японские музыкальные инструменты

Бива (яп. 琵琶) — национальный японский инструмент.
Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.
Гакубива — инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Длина — 122 см, ширина — 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см), для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.
В дальнейшем возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хэйкэбива, сацумабива), использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. В XIX веке появилась последняя разновидность этого типа инструментов — тикудзэнбива.

Ко́то (яп. 琴) или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.
Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

История кото

История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710—793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»).

Игра на кото

Масаё Исигурэ играет на кото
На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры.
Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.
В настоящее время существует два основных типа инструмента:
Семиструнный «кин» длиной 1 м — используется как соло-инструмент;
и «со» — длиной от 1,80 до 2,00 м, с числом струн от 13 и выше — используется как оркестровый инструмент.

Суйкинкуцу (яп. 水琴窟, буквально пещера водного кото) — музыкальное приспособление, используемое в японских садах. Суйкинкуцу состоит из перевернутого, зарытого в земле кувшина, над которым располагается лужица воды. Капли воды, постепенно проникая в кувшин через отверстия в донышке, издают приятные булькающие звуки, которые формируют несложные мелодии. Звуки суйкинкуцу можно сравнить с колокольчиком или японской цитрой кото. Нередко суйкинкуцу оборудуют около японского рукомойника тёцубаси для мытья рук перед чайной церемонией.

Традиционная конструкция

Суйкинкуцу с бамуковыми трубками для слушания звука, Исэ, Миэ

Все компоненты суйкинкуцу должны быть настроены с высокой точностью и выполнены предельно аккуратно для получения хороших акустических характеристик. Исторически использовали кувшины для хранения риса или воды, керамические глазированные либо не глазированные. Позже стали использовать металлические кувшины, особенно в коммерческих суйкинкуцу. Более грубые керамические кувшины считаются лучшими. Высота кувшина — от 30 см до 1 м. Горлышко имеет диаметр около 2 см. Суйкинкуцу звенит подобно колокольчику, но если кувшин с трещиной, звук резко теряет качество.

Модернизированные варианты суйкинкуцу

В позднее время появилось немало усовершенствований суйкинкуцу.
Современные суйкинкуцу не обязательно устанавливают около рукомойника тёцубаси.
Суйкинкуцу строят на непрерывном потоке воды.
В последнее время изготавливают суйкинкуцу с металлическими кувшинами.
Устройства, подобные суйкинкуцу, устанавливают в парках как часть скульптурных композиций.
Суйкинкуцу строят внутри жилых помещений
В ресторанах или магазинах коммерческие суйкинкуцу улучшают системой электронного усиления звука и воспроизводства через громкоговорители.
Добавляют трубы для переноса звука

История

Первоначально инструмент назывался тосуймон (洞水門), но он не использовался в японских садах. Рассказывают, что однажды для дренажа сада был использован кувшин с отверстием, и садовники, поразившись изящным звуком, стали оборудовать сады такими кувшинами. Популярность сайкинкуцу возросла в период Эдо (1603—1867), тогда был внедрён рукомойник тёцубати. Изобретателем суйкинкуцу считают также мастера чайных церемоний Кодори Энсю.
В позднее время искусство было забыто, и к 1959 в Японии смогли найти только два суйкинкуцу. В 1982 в газете Асахи Симбун было приведено подробное описание суйкинкуцу, а в 1985 центральный телеканал NHK организовал цикл передач, и суйкинкуцу снова обрело популярность.

Философия

Важной идеей суйкинкуцу является то, что инструмент скрыт и звуки возникают из-под-земли. Это поражает гостей, которые приходят мыть руки. Церемония мытья рук превращается в игру на скрытом музыкальном инструменте. Звук капающей воды воздействует успокаивающе и доставляет наслаждение.

Сякухати (яп. 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).
На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.
По конструкции и звукоизвлечению сякухати аналогична андской кене: для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.
В настоящее время принято выделять три основных школы (стиля) игры на сякухати: тодзан (тодзан-рю, яп. 都山流), основанная Накао Тозаном (1876—1956) кинко (кинко-рю,названная в честь основателя Куросава Кинко (1710—1771) яп. 琴古流), и мёан, (мёан-рю, яп. 明暗流), связанная с храмом Мёандзи в городе Киото. Образовалась немедленно после разгона секты Фуке в целях продолжения традиции хонкёку. Её основателем считается Одзаки Синрю (1820—1888).

Сямисэ́н (яп. 三味線 букв. «три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен[1]), — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.
Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин (яп. 三線), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов. В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэне входит в программу обучения майко — будущих гейш.
Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.

Разновидности и конструкция

Существуют несколько разновидностей инструмента которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао (細棹) и используется в основном в музыке нагаута (長唄). Инструмент с грифом средней толщины называется тю:дзао (中棹) и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото (清元), токивадзу (常磐津), дзиута (地唄) и т. д. На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть преф. Аомори) используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн (津軽三味線), игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао (太棹) и используется в дзёрури (浄瑠璃). Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у цугарудзямисэн — собачьей) кожей. Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из таких материалов как: дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, буйволиный рог, пластик. Бати для нагаута и дзиута - почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугарудзямисэн предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона. Обучение игре на сямисэне в стиле коута (小唄) «короткая песня» входит в программу обучения майко — будущих гейш. Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки – нагаута (長唄) (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осака. Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.

Использование в современной музыке

Сямисэн из-за специфического звучания часто используется для усиления «национального» звучания в некоторых японских фильмах и аниме (примерно как в России балалайка). Так, сямисэн звучит в звуковом сопровождении аниме-сериала Naruto, Puni Puni Poemi. Агацума Хиромицу играет в стиле New Age. Его используют представители европейского музыкального авангарда (например, Анри Пуссёр). Довольно популярны композиции в исполнении Братьев Ёсида, сямисэн у них звучит как электрогитара. Митиро Сато исполняет на сямисэне импровизации, а джазовый пианист Гленн Хориути вставлял в свои композиции фрагменты игры на сямисэне. Гитарист Кевин Кметц возглавляет калифорнийскую группу «Бог сямисэна», в которой играет на цугару-дзямисэне. Братья Ёсида исполняют музыку в традиционном для севера Японии стиле Цугару-дзямисэн с добавлением барабанов и синтезаторов.

Интересные факты

В фильме "Затойчи" Такэси Китано гейша прячет оружие для убийств в сямисэне.
В аниме "Shugo Chara" Фудзисаки Надэсико/Нагихико изменяет характер после звуков сямисэна - "чин, тон, сян"
В аниме/книге "Меланхолия Харухи Судзумии" Харухи Судзумия назвала кота "Сямисэн"




ComForm">
avatar